Одним из видов занятий с детьми в
Отделении реабилитации детей и подростков филиала Республиканского КЦСОН в
Первомайском районе г. Ижевска являются игры
и упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Развитие данной функции организма ребенка
благоприятно влияет на общие навыки.
Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, построены на повторении небольших движений
пальцами. Детям быстро надоедаетвыполнять
такую работу, если не подать её в виде игры. Мелкую моторику развивает большинство игр,
занятий и хобби. При проведении занятий мы используем
разнообразные приемы и материалы. Например: лепка из пластилина, нанизывание различных предметов на леску или
проволоку, сгибание бумаги и рисование. Чтобы занятия были
эффективными, нужно запомнить следующие правила:
- Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
- Деятельность должна быть совместной. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
- Ребенка нужно хвалить. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
- Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
- Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
- Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
- Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.
Эффективно и с интересом проходят игры с мелкими предметами. Для игр подойдут мелкие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на проволоку или леску бусин, пуговиц, макарон и других предметов. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например рассортировать бисер или пуговицы по цветам и размерам или перебрать крупу. Начинать лучше с предметов покрупнее, затем постепенно уменьшать размер.