Девиантное поведение у подростков

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.

Известный социолог И.С. Конт уточняет определение девиантного поведения. Он рассматривает его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Девиантное поведение приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

Поведение подростка — внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, как правило, связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития, и большая часть этих осложнений является отклонением от нормы. За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности. К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка, относятся: неполные, конфликтные, «асоциальные», формальные, «алкогольные» семьи и семьи, в которой имеются душевнобольные родители и где не создаются условия для полноценного развития личности подростка.

Виды девиантного поведения: преступность, проституция, наркомания, азартные игры, алкоголизм, суицид.

Из этого можно сделать вывод, что девиантное поведение детей и подростков – явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины внутренних факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций, при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении.

Работа педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.